Взгляд назад

,

По магическому стечению обстоятельств я натолкнулся на Кирилла на Невском после своих занятий прямо перед входом в метро — как будто он меня там подкарауливал… Мы пожали друг другу руки и остановились поболтать, пока люди сновали в обе стороны. Я рассказал ему о своих сомнениях и мыслях, не дававших мне покоя тогда, в кафе. Он в свойственной для себя манере отмахнулся от всего этого и заметил:

  • То, о чём ты говоришь, совершенно неважно. Увидел ли ты это будущее или создал его — на твоём уровне это несущественно. На самом деле это вообще одно и то же. Что для тебя сейчас действительно важно, так это научиться наблюдать за своим прошлым.
  • Чего? — не понимал я его. — Может, ты имел в виду «наблюдать за настоящим»? Какой смысл следить за прошлым-то?

Мы разместились между входом и выходом из метро, изнутри шёл тёплый воздух с классическим метрошным запахом шпал, пропитанных маслом.

  • В том-то и дело, что в идеале наблюдать нужно за собой на протяжении всего времени. Настоящее бесценно и упускать его — жуткая расточительность. Но потерять своё прошлое ещё хуже, так как это означает потерять себя. Люди живущие только сегодняшним днём подобны одуванчикам. На них дунешь, они и разлетятся на кусочки. Чтобы быть крепким, чтобы быть самим собой, нужно понимать, кем ты был. А для этого нужно наблюдать за своим прошлым.
  • Да что за бред? — возмутился я. — Как я могу наблюдать за тем, что уже прошло?!
  • Ну, для начала попробуй вспомнить несколько ключевых эпизодов своей жизни. Это должны быть такие эпизоды, которые повлияли на то, что ты находишься именно здесь и сейчас.
  • Типа как я лекцию прочитал? — съехидничал я.
  • Да нет же! Такие события как твоё поступление в вуз, переезд в Питер или знакомство с Игорем… — попытался подсказать Кирилл. — Без них ты был бы совершенно другим!
  • Да я был бы другим, если бы сегодня зубы с утра не почистил! — возразил я в ответ. — Как я могу определить, что существенно, а что нет?!
  • Подумай. Потрать на это час своего времени, составь список.
  • Ну, не знаю, — сопротивлялся я.

Мне казалось, что Кирилл как всегда вместо того, чтобы помочь мне найти ответы на вопросы, уводит в сторону. Какое к чёрту прошлое?! Зачем за ним наблюдать? Как будто оно может измениться!

  • И, если ты думаешь, что прошлое жёстко задано, то ты ошибаешься, — как будто прочитал мои мысли Кирилл. — Это сейчас ты более-менее крепко стоишь на этой линии и считаешь, что всё именно так, как ты это помнишь. Однако стоит тебе собрать другую линию, причём не важно, сильно она будет отличаться от твой текущей или нет, как ты совершенно потеряешься в своём прошлом. Если ты не хочешь безвольно болтаться между линиями, то тебе нужно помнить, куда возвращаться. А для этого надо взглянуть назад.

Я тяжело вздохнул.

Кирилл как всегда себе противоречил.

  • Ты сам себе противоречишь. До этого ты мне всё втирал, что я должен быть здесь и сейчас, должен осознавать свои действия, присутствовать в своём настоящем, а теперь ты меня убеждаешь переключиться на прошлое.

Кирилл помотал головой.

  • Не-не-не! Я не прошу, чтобы ты переключался на прошлое. Ты должен быть здесь и сейчас, но ты должен уметь контролировать своё прошлое. Начни с нескольких важных точек. Потом к ним ты сможешь добавить менее важные. Да в конце концов, если ты будешь хотя бы представлять, где примерно находится твоя линия, то ты уже сможешь сохранить себя.
  • Я подумаю, — нехотя выдал я. — Так ты идёшь в метро или ты меня специально отыскал и поймал для того, чтобы рассказать эту ерунду?

Кирилл посмотрел на меня с укором, помолчал пару секунд, после чего покачал головой и сказал:

  • Как знаешь.

Затем он резко развернулся и быстрым шагом ушёл, смешавшись с вышедшей как будто специально для него толпой людей из метро. Я даже не успел его окрикнуть — так быстро и неожиданно это произошло. Я метнулся было за ним, пробежал метров пятьдесят, но найти его уже не смог. Было такое ощущение, что он просто пропал — как будто его и не было тут вовсе, а мне просто показалось.

А, может, действительно показалось?

А был ли разговор?

Я в растерянности направился домой.